Гуманитарные дисциплины
В данном разделе представлен список гуманитарных дисциплин, задания по которым мы готовы выполнять. Если Ваше задание соответствует дисциплине, не представленной в списке, обязательно свяжитесь с нами. Вполне возможно, что мы сможем выполнить Ваше задание.
Гуманитарные дисциплины
- Делопроизводство
- Документоведение
- Журналистика
- История (отечественная и зарубежная)
- Культурология
- Лингвистика
- Логика
- Логопедия
- Методика преподавания русского языка
- Методика преподавания литературы
- Методика преподавания математики
- Методика физического воспитания
- Основы жизнедеятельности
- Педагогика
- Педагогика и психология
- Педагогическая психология
- Переводоведение
- Психодиагностика
- Психология
- Политология
- Русский язык
- Социология
- Социальная работа
- Физическая культура
- Философия
- Экология
- Этика
- Языкознание
1. Основной вопрос философии
Философское мировоззрение предполагает постановку основного вопроса философии. В марксистской философии четкая постановка основного вопроса представлена Ф. Энгельсом в его известной работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», где жестко противопоставляются друг другу мышление и бытие, сознание и материя. При этом в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны. Вопрос о том, что является первичным, дух или природа, оставляет онтологическую сторону основного вопроса философии. Вопрос о познаваемости мира представляет гносеологическую сторону. Таким образом, основной вопрос философии выполняет двоякую критериальную функцию: выявляет конечное основание для разграничения материализма и идеализма и позволяет отличать философские науки и от прочих наук. Важно отметить, что структура основного вопроса философии отражает структуру самой философии, а философия предстает как развернутая теория своего вопроса. Иными словами, когда мы рассматриваем основной вопрос философии в аспекте ее бытийности, т.е. задаемся проблемой: что есть бытие, что есть мышление, мы получаем веер различных вариантов ответов. С течением времени они обрастают собственной аргументацией, методологическими принципами и превращаются в философские направления.
Каждый значительный философ является творцом оригинальных натурфилософских и познавательных идей. И заметить неоднозначность и глубинность философского содержания с позиции современной культуры – важная задача современной философии. Основной вопрос философии, таким образом, позволяет выстроить коллективный «портрет» философа той или иной эпохи (см. схему 1)
Схема 1
Основной вопрос философии (ОВФ)
Мышление |
Сущность мира? (Онтология) |
Идеализм (Духовное начало) |
Материализм (Материальное начало) |
Бытие |
Сущность познания? (Гносеология) |
Гносеологические оптимисты (мир познаваем) |
Гносеологические пессимисты (Агностики) |
Диалектика (логика и методология) |
На схеме представлен великий основной вопрос философии (отношение мышления к бытию), который определяет структуру философского знания: онтология (первая сторона ОВФ), гносеология (вторая сторона ОВФ), диалектика (синтез онтологии и гносеологии). Решение «обеих» сторон далеко не всегда контролируемо. И исторически, и логически гносеологический вопрос является первым ОВФ, ибо если мир не познаваем, теряет смысл все другие основные вопросы.
Основной вопрос философии дает возможность выявить две основные функции: мировоззренческую и методологическую.
Мировоззренческая функция философии связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основных жизненных позиций, убеждений и идеалов, идей.
Методологическая функция философии проявляется в обеспечении научного и социального познания социально выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия. Это совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту, сформулированных на основе законов действительности. Методология понимается как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.
Таким образом, проблематика основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию помогает четко представить специфику философских дисциплин и своеобразие философских направлений.
2. Основные концепции пространства – времени
В истории философии и науки сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная.
Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилище движения атомов. Время с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.
Противоположное Демокриту понимание пространства (реляционное) было сформулировано Аристотелем. Он отрицает существование пустоты как таковой. Пространство неоднородно и конечно – это система естественных мест, занимаемых материальными телами.
Эти две тенденции в истолковании пространства и времени: либо как самостоятельных, объективных и не зависимых от вещественного наполнения начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи – получили развитие в дальнейшем.
Споры между субстанционалистами и релятивистами, касающиеся природы времени, не окончены. И только будущее развитие науки и технологии покажет всю ценность и конструктивность обеих концепций, выводя человеческую мысль на осознание абсолютных и относительных характеристик пространства и времени, увязывая их с особенностью восприятия человеческим организмом.
3. Проблема сознания в различных философских направлениях
В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление.
Вся история человечества - история поиска тайн сознания. Стремление понять каким способом человек выделился в мире природы как нечто отличное от нее, но, тем не менее, воспринимает природу как целое частичкой которого является он сам. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук. Поэтому до сих пор не удается с общесистемных и эволюционно-универсальных позиций дать определение сознания и синтезировать различные философские стратегии исследования сознания.
В освоении феномена человеческого сознания можно выделить два основных этапа:
1. Классический этап связан с работами Декарта, Лейбница, Канта, Ю Гегеля, Маркса и направлен на выявление природы, структуры и функции сознательного и самосознательного человеческой деятельности.
2. Неклассический и постклассический этапы связан с анализом и осмыслением бессознательного, как фундамента сознательной деятельности человека (З. Фрейд, К. Юнг, русская и советская космическая гносеологическая школа).
4. Проблема критериев истины
Главная цель познания – достижение научной истины. Истина – это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир?
Так как процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины. Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.
Идеалисты – сторонники рационализма – в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума.
Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм). Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.
Субъективные идеалисты – сторонники сенсуализма – усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными.
И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд.
Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знания, то есть речь идет об относительном характере истины. Относительная истина – это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где; абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе).
5. Человек в информационном обществе
Индустриальное общество пронизывает глубокое противоречие между человеком и техникой. Технология настолько овладевает обществом, настолько расширяется и углубляется, что начинает тяготиться человеком. Она буквально выталкивает его из своих недр. Он оказывается несовместимым с современными технологиями и как агент технологического процесса тормозит использование фундаментальных закономерностей в производстве.
Со своей стороны и человек возмущен технологическими порядками, технологической дисциплиной и своей ролью агента технологического процесса. Технология разрушает его наследственность, угрожает его психике и здоровью.
К глубокому противоречию между человеком и техникой добавляется экологический кризис, который грозит полным разрушением природной основы социума. Социально-технологический фактор как дамоклов меч угрожающе завис над хрупкой биологической организацией человека.
Выражением глубокого противоречия между человеком и техникой и углубляющегося экологического кризиса становится эрозия ценностей индустриального общества, в том числе и классической рациональности. Такая ценность как достижение высокого уровня жизни и потребления перестает в полной мере удовлетворять людей. Она покупается слишком дорогой ценой, разрушением природной среды и не делает человека более счастливым, а его жизнь – более безопасной, одухотворенной и полной. И понимание рациональности как единственной основы культуры и совокупности четкого, логически выразимого, точного и достоверного знания оказывается слишком узким.
Развернутое понимание нового типа рациональности, на наш взгляд, включает в себя следующее:
1) относительность разумности социально-практического способа бытия человека и абсолютность мудрости природы, не допускающей саморазрушения;
2) приоритет смысла существования человека над частной целью, общекультурных ценностей над техническими, экономическими и политическими средствами их обеспечения, общекультурной деятельности над ее частным выражением, научным исследованием и техническим проектированием, что предполагает социальную ответственность науки и ее представителей за последствия своей деятельности перед человечеством;
3) в соответствии с техническими, экономическими и политическими возможностями обеспечение человеку его творческой роли;
4) максимальная гуманизация труда и системы социально-экономических отношений;
5) адекватность соотношения социального и биологического в человеке с целью сохранения его здоровья и культивирования его генофонда;
6) гармонизация отношений человека с природой за счет сохранения равновесия в ней и поощрения такой инструментализации природных процессов, которая укрепляет это равновесие.
Такое содержание рациональности диктуется нынешним состоянием производственного, социально-экономического и культурного развития общества.
6. Труд и его роль в обществе
Главным атрибутом человека является труд. В качественном отношении труд и человек неразделимые категории. Как качества, присущие только человекоподобному животному, являются синонимами в своей действительной непосредственности.
Только человек может находиться в состоянии трудового экстаза, и только благодаря этому он способен утвердить, еще и еще раз, и так постоянно, в самом себе постоянно опосредующуюся суть — сущность человека (смысла жизни как таковой). Исходя из этого, труд (трудовой процесс) как следствие человека и обратное есть не что иное, как осознанная необходимость, перешедшая в действие.
Свою человечность человек приобретает за счет состояния трудового переживания — это абсолютно точно и однозначно. Однако все это реально при отсутствии объективного временного фактора — принуждения извне. При отсутствии такого рода принуждений человек свободен (необходимо отметить, что человеческое существо даже в социальном плане не может быть полностью свободным, в этом повинен его разум). Это означает, что его трудовое переживание действительно и готово воплотиться в свою истинность[1] в виде конечного «продукта» — действительного, общественного человека. Такого рода действительность в виде необходимости осуществима (и это опять-таки объективность сути нами излагаемой проблемы) только в свободное от биологических нужд (питье, еда, сон, половая потребность и т.д.) и от социальных принуждений (работать, чтобы выжить, т. е. являться приговоренным к жизни) время. Следует отметить, что именно в таком случае создается истинная культура.
Таким образом, если трудовой гений является объективно-осознанной необходимостью для приумножения действительной сущности человека, то культура обязательно выступает как осознанная необходимость в виде следствия. Именно посредством труда (трудового процесса или трудового состояния) человек преумножает в самом себе самим собой человеческую суть, т.е. он каждый раз выступает с новым положительным качеством (отрицание отрицания).
Феномен труда следует понимать двояко: во-первых, как целесообразную, возвышающую сущность человека, деятельность для создания необходимых (человечных, т. е. действительных) потребительных стоимостей (а не стоимостей, т. е. товаров) и, во-вторых, как качество в виде необходимого субстрата для очеловечивания человека.
Человек (человеческое общество) не сразу созревает для ощущения трудового гения, благодаря себе и посредством себя через страдания он может дойти до положительного состояния, при котором он только возвышается, а не унижается, т. е. не отчуждается. Пока человечество во всеобщем понимании не пройдет свою обязательную (объективную) тернистую дорогу, ведущую к абсолютному отчуждению, до тех пор немыслимо действительное, т. е. трудовое и гармоничное общество.
7. Экологические проблемы
Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы разумного потребления, не наносящего ей ущерба. Наука при этом не всегда оказывалась подготовленной к анализу сложных процессов преобразующей природу деятельности человека. Не всегда рекомендации, предлагаемые учеными, соответствуют социальным потребностям, а главное – возможностям, которыми на сегодняшний день располагает общество.
Возрастающее воздействие индустриализации на природу поставило ряд экологических проблем, обращенных непосредственно к человеку, разработка которых требует социально-биологического подхода. И в его реализации, пожалуй, наиболее полно проявляется единство философии, наук о природе и практики. Вписываясь в широкий спектр отношений, охватывающих социально-природные связи, проблема взаимоотношения общества и природы является и теоретической и практической.
Комплекс экологических проблем, характеризующих современное состояние промышленно-технологического (а шире – антропогенного) воздействия на среду обитания, для философской теории играет роль своеобразного симптома. Речь идет о том, что самый способ деятельно-практического бытия человека в мире, порождающий эти проблемы, а также соответствующие ему формы сознания, приблизились к конечным границам наличных возможностей, перестали (если воспользоваться гегелевской конструкцией) быть разумными, а потому и действительными. Этот же симптом – свидетельство настоятельной потребности в переходе цивилизации на новую ступень и новые пути развития, достижение которых возможно лишь на совершенно иных принципах отношений человека-деятеля и природы. Именно такая перспектива и лежит в основе непосредственного интереса философии, а ее исследование и осмысление сулят важные выводы и результаты. И именно в этом смысле экологическая проблематика образует как бы момент, модификацию общефилософской темы “человек – природа”, формирует предмет анализа, требующий привлечения средств философии.
Активно-инициативное, действенное вмешательство в преднайденный человеком мир, потребительски-присваивающее отношение к нему, восприятие его как противостоящего, пассивно-сопротивляющегося, косного и инертного препятствия – средства для удовлетворения нужд и достижения целей – таков в какой-то мере абстрактный, но воспроизводящий существенные качества абрис человеческой преобразующей деятельности, основные черты которой присущи ей и по сей день. Конечно, в соответствии с его возможностями человек творчески преобразует доступную ему природу, создает, по необходимости, новую, очеловеченную среду. Но итог этой деятельности, к сожалению, пока не приближается к идеалу его подлинного единства с природой. Образ матери-природы, пронизывающий всю духовную культуру человечества, являет скорее ситуацию потребного будущего, нежели отражает реально достигнутое. Природа-то – мать, да человек ведет себя по отношению к ней как пасынок.
8. Наука – это…
Слово “наука” означает знание, которое противоположно незнанию – отсутствию достоверной информации о каком-либо явлении, процессе или вещи. Наука – результат общественного развития, с момента своего зарождения она неразрывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой – оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач – удовлетворение общественных потребностей.
9. Мировоззрение – это….
Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
10. Методология – это….
Методология понимается как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.
Список используемой литературы
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.
- Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.– М.: 1998.– 288 с.
- Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.