|
Правовые дисциплиныВ данном разделе представлен список правовых дисциплин, задания по которым мы готовы выполнять. Если Ваше задание соответствует дисциплине, не представленной в списке, обязательно свяжитесь с нами. Вполне возможно, что мы сможем выполнить Ваше задание.
Список правовых дисциплин
ZHILISCHNYE_OTNOSHENIYA.doc ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение и является достаточно актуальной темой для рассмотрения в рамках дипломной работы в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики, и особенно, в рамках мирового финансового кризиса. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники, со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов. Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные. Массовый характер приобрело нарушение коллективных договоров и соглашений, порождающих коллективные трудовые споры, перерастающие в забастовки. Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей. Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя. От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации (предприятия) либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде. В настоящее время, в связи с принятием 21 декабря 2001 нового Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование трудовых отношений принципиально изменилось. Это касается многих сторон организации труда, заключения, расторжения трудового договора (контракта), оплаты труда и прежде всего порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Изменение правового регулирования отразилось на содержании институтов подведомственности и подсудности, сроках обращения и защиты трудовых прав, а также иных аспектах процесса рассмотрения и разрешения трудовых дел. Практическая значимость работы заключается в том, что трудовые споры составляют значительный процент от общего числа споров, разрешаемых в российской правоприменительной практике. На этапе перехода к рыночной экономике, наряду с индивидуальными трудовыми спорами реальностью стали и впервые были урегулированы российским законодательством коллективные трудовые споры. Система органов по разрешению трудовых споров специфична, а в условиях демократического развития общества и с учетом международного опыта включает такие органы, которые создаются по воле работников или субъектов трудового конфликта. Имеются особенности в рассмотрении отдельных категорий споров в сфере трудовых и связанных с ними общественных отношений. Разрешение трудовых споров должно способствовать обеспечению законности в организациях, защите трудовых прав работников, предупреждению новых конфликтов между субъектами трудового права. Для квалифицированного оказания юридической помощи и участия в разрешении трудовых споров необходима должная подготовка в области материального и процессуального трудового права, а также гражданского процесса, исполнительного производства. Сказанное выше объясняет выбор темы дипломной работы и интерес к ней. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при рассмотрении трудовых споров. Предмет исследования – анализ законодательства, регулирующего порядок рассмотрения трудовых споров и проблем трудового права в рассматриваемой сфере. Выдвинем гипотезу. Не будет преувеличением сказать, что трудовые отношения в современной России находятся в глубоком кризисе. Одним из наиболее ярких и острых его проявлений является растущее расхождение между трудовым законодательством и реальными правоотношениями в сфере труда. Целью настоящей работы является исследование гражданских дел, возникающих в процессе трудовых отношений на предприятиях, в учреждениях, организациях Российской Федерации и особенностей их рассмотрения. Указанная цель обусловила и круг задач, подлежащих разрешению: - Дать понятие и привести классификацию трудовых споров; - Выявить причины их возникновения; - Рассмотреть компетенцию органов по рассмотрению трудовых споров; - Рассмотреть виды трудовых споров; - Выявить проблемы, возникающие при их рассмотрении; - Разработать рекомендации трудовых споров; - Рассмотреть практику трудовых споров в Саянском городском суде за 2007-2008 годы; - Рассмотреть проблемы, возникающие при разрешении трудовых споров. В процессе разрешения поставленных задач использовались труды общетеоретического характера Нуртдиновой А. Ф., Полетаева Ю.Н, Френкель Э. Б., Чикановой Л. А. Также были использованы научные работы таких представителей науки трудового права: Гусова К.Н., Толкуновой В.Н., Киселева И. Я., Лукаш Ю.А..
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ СПОРОВ
1.1. Понятие и классификация трудовых споров Трудовое отношение — это базовое отношение трудового права, которое определяет само название данной отрасли и является предметом изучения целого комплекса социально-экономических и иных естественных и технических наук, связанных с изучением человека и его потенциальных возможностей во всех сферах деятельности (наука, образование, техника, производство, экономика и др.). Трудовые отношения, основными субъектами которых выступают люди, играют решающую роль в определении прежде всего их общего правового положения в сфере труда, независимо от конкретного вида трудовой деятельности, профессии, специальности, квалификации и т. п. В этом случае к трудовым отношениям применяются нормы права, устанавливающие общие и особенные условия труда для каждого участника трудового процесса. Учитывая все более возрастающее многообразие видов трудовой деятельности в результате широкого использования достижений научно-технического прогресса, трудовое право дифференцированно подходит к регулированию трудовых отношений. Этим обусловлено появление законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, которые устанавливают специальные условия труда для отдельных категорий работников.[1] С учетом того, что все трудовые отношения имеют общую экономическую природу, являясь наемным трудом, появляется потребность в определении правовой природы этих отношений. В ТК РФ предпринята попытка решения этой проблемы в разделе I «Общие положения», включающем специальную главу 2 «Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений». Включение данной главы в ТК РФ — одна из важнейших новаций, характеризующая новый этап в кодификации российского трудового права. Отличительной чертой данного этапа является стремление законодательно закрепить все основные понятия (категории) трудового права в четких формулировках, раскрывающих их сущность и юридическое содержание. Во всех прежних кодексах законов о труде (1918, 1922, 1971 гг., а также КЗоТ РФ в ред. от 25 сентября 1992 г.) обычно отмечалось, что они регулируют трудовые отношения, но содержание этого понятия не определялось. Так, ст. 1 КЗоТ РСФСР 1971 г. устанавливала, что он «регулирует трудовые отношения всех рабочих и служащих», даже не указывая при этом, кто является другой стороной этих отношений. ТК РФ дает достаточно полное и содержательное определение данного понятия: «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» (ст. 15)[2]. В этом определении четко названы стороны трудового отношения (работник и работодатель), их основные обязанности, которым корреспондируют соответствующие права другой стороны: 1) обязанность работника — личное выполнение определенной работы (трудовой функции) с подчинением внутреннему трудовому распорядку; его основное право — на плату за выполненную им работу, что характеризует возмездный характер этого отношения. Нарушение этого права либо путем невыплаты заработной платы, либо путем задержки ее выплаты рассматривается как принудительный труд, запрещенный ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ; 2) обязанность работодателя — обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, соглашением, коллективным договором и трудовым договором; его основное право — требовать от работника личного выполнения определенной работы (трудовой функции). К сожалению, негативной стороной трудовых отношений являются трудовые споры. Существует множество определений трудовых споров. Трудовой спор - разногласия между работником и администрацией предприятия по вопросам, связанным с оплатой труда, условиями труда, продолжительностью отпуска, наймом на работу и увольнением с работы[3]. Трудовой спор – это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении между ними новых условий труда. Иначе можно сказать, что трудовые споры – это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником (работниками) и работодателем по поводу установления новых или изменения закрепленных в правовых актах и соглашениях условий труда, также применения норм трудового и иного социального законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган, то есть орган, уполномоченный государством принять юридически обязательное для сторон решение. Трудовые споры могут возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган[4]. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере трудовых или иных отношений, которые являются непосредственным поводом (причиной) спора. Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия, то есть неисполнения требований нормативных актов. Разногласия возникают в случаях, когда виновной стороной совершается трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия. Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право. В Трудовом кодексе РФ регулирование трудовых споров рассматривается в главах 60 и 61 («Рассмотрение индивидуальных трудовых споров» /ст. ст. 381-397/ и «Рассмотрение коллективных трудовых споров» /ст. ст. 398-418/ соответственно). Трудовые споры могут классифицироваться: - по спорящему субъекту; - по характеру спора; - по виду спорного правоотношения. Выяснение вида трудового спора поможет быстрейшему его разрешению. По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные[5]. К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с работодателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов развития и т.п. В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. Во-вторых, по характеру трудовые споры делятся: - на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома; - на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда, к примеру, нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного организационно-управленческого характера правоотношений[6]. Трудовой кодекс РФ регулирует порядок разрешения трудовых споров работников с работодателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда. В-третьих, по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на: - споры из трудовых правоотношений; - споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру, спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор; - споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо; - споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру, направления на повышение квалификации в другую местность; - споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, оспаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб; - споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику, в связи с повреждением его здоровья на работе; - споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки; - споры из правоотношений трудового коллектива с работодателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.; - споры из социально-партнерских правоотношений. При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомственность, и в первую очередь необходимо выяснить, индивидуальный это спор или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.
1.2. Причины возникновения трудовых споров Трудовые споры и порядок их разрешения — одна из важнейших форм самозащиты трудящихся, поскольку без инициативы со стороны работника, его иска не может возникнуть индивидуальный трудовой спор, а без инициативы со стороны коллектива работников или их представителя (профсоюза) нет и коллективного трудового спора. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора. Трудовым правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным[7]. Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. Обстоятельства или условия возникновения трудовых споров – это те факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами обстоятельства не вызывают трудовой спор[8]. Причинами коллективных трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные черты. Но причина негативного свойства может исходить и от стороны трудового коллектива (спорящей стороны), проявляющего групповой эгоизм, не считающегося с общественными интересами. В индивидуальных трудовых спорах причина проявляется и со стороны спорящего работника, когда он оспаривает правомерные действия администрации или требует установления новых условий труда без должного на то основания. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (две черты) спорящих сторон, в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия: 1. Отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение от норм общеустановленной морали. Это проявляется у некоторых руководителей в бюрократизме, гонении за критику, консервативном пренебрежительном отношении к удовлетворению прав и законных интересов работников. Со стороны же отдельных работников эта причина проявляется в прогулах, появлении на работе в нетрезвом состоянии, браке и т.п., а когда за это выносится выговор, они оспаривают его. Со стороны отдельных трудовых коллективов в коллективных спорах эта причина может проявляться в групповом эгоизме, требованиях повышения оплаты, которую реально не заработали. К отставанию индивидуального сознания относится и излишнее административное усердие представителей администрации на всех уровнях, когда в погоне за выполнением производственных заданий нарушаются трудовые права не только отдельных работников, но и целых трудовых коллективов, полномочия их в самоуправлении. 2. Незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками, т.е. низкая правовая культура. Обе причины трудовых споров на практике нередко соединяются вместе, что обостряет спор. От причины трудового спора надо отличать определенные условия или обстоятельства спора, которые способствуют возникновению большего количества споров по одним и тем же вопросам или же обострению возникшего спора. Такие условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства или имеющиеся недостатки и пробелы трудового законодательства. Условия трудовых споров могут быть двух видов: 1) производственного характера и 2) правового характера. Они связаны с организацией производства или с организацией правотворчества – принятием норм права. Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда и работы на данном производстве, например, неритмичность работы, простои и сверхурочные и частые споры об их оплате, плохую организацию труда; многие работники не знают четко своих функциональных обязанностей, поэтому их не выполняют. Отсюда большое число споров о дисциплинарных взысканиях. Плохая организация труда и производства, культурно-бытового обслуживания (общественного питания, досуга) снижает уровень трудовой и производственной дисциплины и создает условия для более частых трудовых споров[9]. Условия трудовых споров правового характера – это такие имеющиеся еще недостатки в правотворчестве, в принятии и создании трудового законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельны |
|
© SayanskCHANS |